Почему утонул земснаряд «Олекма»?

2012-05-19 15.59.16

10 мая 2015 года во время ледохода в районе переката «Еловский» Олекминского района на реке Лена затонул землесос «Олекма», принадлежащий ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (до недавнего времени ЛГБУ).

Команду этого землесоса удалось спасти благодаря счастливой случайности и оперативному реагированию службы спасения МЧС, которые успели с помощью вертолета спасти всю команду из 10 человек, находящихся на льдине. Естественно, что те объемы нефтепродуктов, подсланевых вод и другого мусора, которые находились на этом землесосе, оказались в реке Лена.

В навигацию 2014 года землесос вышел согласно приказу и утвержденного Профинплана, подписанного ответственными должностными лицами (включая и командира з/с «Олекма»), который регламентирует график работ на весь навигационный период, включая дату выхода в навигацию, а также дату и место его постановки на безопасный зимний отстой. Такой сложный объект, как з/с «Олекма», объяснили специалисты, должен быть заранее, по чистой воде (до ледохода) и в работающей обстановке, отбуксирован в порт приписки для безопасного зимнего отстоя.  И если бы для руководства этого учреждения такие понятия, как безопасность и ответственность действительно что-то значили, тогда, конечно, эта трагедия не случилось бы.

К концу навигации з/с «Олекма» закончил работы на перекате «Олекминский», после чего его перевели вниз по течению для внеплановых работ в районе переката «Еловский», хотя навигационный период уже закончился и пошел ледоход. В такой сложной обстановке землесос «Олекма» льдами  и  затянуло на мель. Буксиром он был с мели снят, но из-за сложной ледовой обстановки его невозможно было отбуксировать хотя бы за остров, что вынуждены были оставить практически в аварийной ситуации на «случайный отстой» там, где он и был.

В зимне-весеннее время было достаточно времени, чтобы провести необходимые аварийно-спасательные работы и подготовить этот землесос к весеннему ледоходу, но из-за нежелания затратить на это серьезные материальные средства, необходимые работы проведены не были. В результате не выполнения этих работ, аварийная ситуация была ожидаема и прогнозировалась заранее.

Но, тем не менее, команда из 10 человек, прибывшая на з/с «Олекма» в марте 2015 года, перед началом ледохода в полном составе была оставлена на землесосе, чем их жизнь была подвергнута большой опасности. В начале ледохода землесос был раздавлен льдами и полностью затонул, а команде удалось оказаться на льдине, откуда их потом с помощью вертолета и эвакуировали.

Буксир, который также зимовал на случайном отстое, в такой сложной обстановке был бессилен что-либо сделать, и при попытке оказать помощь едва не затонул сам, получив в своем корпусе 4 пробоины. Он даже не смог снять с з/с «Олекма» его команду, так как вопрос уже стоял о его собственной безопасности.

Информация об этой ситуации, несмотря на высокую степень ее опасности, тем не менее, замалчивалась с самого начала, поэтому об этом сразу не узнали ни природоохранные структуры, ни природоохранная прокуратура, ни общественность.

Первая информация нами была получена к вечеру 12 мая, и только к 14 мая нам удалось собрать более  правдивую и объективную информацию и передать ее   в природоохранную прокуратуру Республики Саха (Якутия) для оперативного принятия мер, с целью установления истинных масштабов загрязнения реки Лена нефтепродуктами.

Но оперативного реагирования, к сожалению, как всегда не получилось, поэтому у руководства ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» было достаточно времени, чтобы «привести в соответствие» свою документацию, и, таким образом, скрыть истинные масштабы загрязнения реки Лена нефтепродуктами, а также обстоятельства, изобличающие настоящих виновников этой трагедии.

Хотелось бы напомнить, что с приходом нового руководства в это учреждение, практически сразу же начались проблемы: было возбуждено уголовное дело, которое почему-то долго не могли закончить, хотя с самого начала итак все было ясно… Потом, проблемы с Северным завозом, рассматривали возможность снятия с занимаемых должностей на заседании Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)… Затем, узнали о том, что в 2014 году на реке Индигирка на случайном отстое пошла ко дну мотозавозня (и едва удалось спасти сам земснаряд)… Как-то тихо и незаметно в апреле этого года в городе Якутске сгорел центральный склад этого учреждения, нанося не только ущерб государству в особо крупных размерах, но и не меньший вред окружающей природной среде в виде больших объемов вредных веществ, выброшенных в результате горения в атмосферу… И, буквально менее чем через месяц, был раздавлен льдами и ушел под воду один из лучших земснарядов, вылив все свое вредное содержимое в реку Лена.

Думаю, если бы наши доблестные контрольно-надзорные и иные  органы были более ответственны и хоть как-то небезразличны к подобному безобразию, к этому перечню наверняка было бы что еще добавить. Ведь очевидно, что если злу не мешать оно будет продолжаться и прогрессировать, нанося огромный и ничем не оправданный вред нашей природе и обществу.

Соответствующее обращение по этому факту нами передано и в Госсобрание (Ил Тумэн), с просьбой повторно рассмотреть не только компетентность руководства этой, ставшей уже назойливо-проблемной организации, но и поведение должностных лиц, не желающих или не способных эффективно исполнять свои должностные обязанности для своевременного выявления и пресечения подобных фактов. За полведра мазута у нас могут поднять неадекватно-большой шум на всю республику как за вылитые тонны и, наоборот, могут упрямо не замечать нанесение огромного реального вреда, как будто вылитые в реку тонны отходов менее опасны, чем те же полведра мазута.  Создается ощущение, что для некоторых лиц не существуют законы – ни Республики Саха (Якутии), ни Российской Федерации, и тем более никаких международных, к примеру, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships,  MARPOLМАРПОЛ 73/78), что допускает сброс нефтесодержащих трюмных вод, очищенных до нормы 15 мг/л.  Согласно РД 152-011-00 (утв. Минтрансом РФ), при эксплуатации судов на ВВП (внутренних водных путях) сброс за борт неочищенных подсланевых нефтесодержащих вод, неочищенных и необеззараженных сточных вод и мусора запрещён. На судах, не оборудованных станциями ОНВ (очистки нефтесодержащих вод), подсланевые нефтесодержащие воды должны перекачиваться в сборную цистерну, храниться в ней и периодически сдаваться на внесудовые водоохранные технические средства в приёмных пунктах нефтесодержащих вод. Вот и волнует нас сегодня, почему утонул земснаряд «Олекма» и почему не предпринимаются надлежащие меры по этому случаю в соответствующих органах.

 А наших читателей прошу не оставаться равнодушным к подобным фактам нанесения большого вреда нашей легко ранимой природе, а так же легкомысленного отношения заевшихся чиновников к судьбам и жизни простых людей, как это произошло с командой з/с «Олекма». Хотелось бы, что бы эта статья получила продолжение – пишите о подобных случаях, если вам о них известно, только вместе мы можем как-то повлиять на тех, кто не видит, не слышит и ничего не хочет решать, кроме своих собственных интересов.

К. А. Гертер,  председатель совета ЯРОО «ВООП»