В рамках II съезда экологов РС (Я), проходившего 2 – 7 апреля 2017 года состоялась дискуссионная сессия «Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности», организованная комитетом Госсобрания «Ил Түмэн» по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии. Перед участниками сессии и съезда выступил куратор ПП РЭП «Зеленые» в субъектах ДВФО Гертер К. А.
Приводим текст выступления Карла Гертера: «Следует отметить, что наша республика в части принятия законов не занимает позиции отстающих по России. Прежде всего, позитивные отзывы общественности заслуживает принятый Государственным Собранием (Ил Тумэн) новый республиканский закон «Об общественном экологическом контроле в Республике Саха (Якутия)», вступивший в силу с 1 января 2017 года (Закон от 26 октября 2016 года 1744-З № 1045-V года «Об общественном экологическом контроле в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) В.М. Прокопьева, А.Н. Атласовой). Или из ранних – Закон РС (Я) «Об экологическом образовании и просвещении» (от 27 января 2005 года №205-3 № 415-III), с последними дополнениями от 05 февраля 2014 года 1271-3 97-V). Закон об экологическом образовании и просвещении был принят в республике в числе первых по России.
Но тем не менее хотелось бы существенных улучшений в сторону повышения качества правоприменения. На сегодня, к сожалению, мы подчеркиваем, что в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения гарантированной экологической безопасности населения в нашей Республике обнаруживаются существенные недостатки.
Для приведения в соответствие системы современных требований правового регулирования в вопросах охраны окружающей природной среды и обеспечения гарантированной экологической безопасности населения в нашей Республике считаем, что необходимы некоторые перемены в сторону «ужесточения» законов и актов за нарушения природоохранного законодательства РФ и РС (Я). Прежде всего, это связано с современной ситуацией в сфере экологической безопасности в мире, вызывающей тревожные опасения в целом, во-вторых, с условиями и состоянием уязвимой уникальной природы Якутии на данном этапе развития российской и мировой экономики, следующего за всем этим промышленного развития Республики Саха (Якутия).
Считаю, что для решения этих задач, необходимо следующее:
- Разработать и принять дополнительные поправки к законам природоохранной направленности, включая и изменения (дополнения) к Федеральному закону «О государственной экологической экспертизе», где необходимо должно быть регламентировано обязательное участие регионального научного потенциала в проведении экологической экспертизы, иных специалистов и представителей общественности тех субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются программы и проекты различного статуса и уровня.
- Требуется также пересмотр нормативно-правового регулирования персональной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти, в том числе и глав муниципальных образований, мэров городов, руководителей субъектов, предусматривающих конкретные меры наказания кроме административного штрафа вплоть до снятия их с занимаемых должностей за нарушения природоохранного законодательства РФ и РС (Я) на вверенных им территориях. В первую очередь, ввести некоторые изменения и дополнения в Кодекс РС (Я) об административных правонарушениях (пересмотренный 26 марта 2015 года).
- Ряд лет на федеральном уровне разрабатывается проект Экологического кодекса РФ. В этой связи с целью систематизации и усиления функциональности существующих нормативно-правовых актов РС (Я) настало время принятия Республиканского экологического кодекса. Он стал бы основным систематизированным, комплексным и масштабным природоохранительным документом, определяющим общие положения и принципы, идеи, устои, национальные традиции, региональные интересы стратегического характера в сфере сохранения природы Якутии.
- О внесении изменений и дополнений в Закон «Об экологическом образовании и просвещении в РС (Я)», пересмотренный 05 февраля 2014 года. Содержание этого документа весьма емкое и продуманное, и заслуживает положительного отзыва. Но функциональность этого нормативно-правового акта при этом на сегодня имеет некоторые недостатки, в целом система непрерывного экологического образования и просвещения в республике еще не состоялась. Статья 20. «Способы реализации законодательства в области экологического образования и просвещения» имеет первым пунктом строку «1) создание системы непрерывного экологического образования и просвещения», которая подразумевает действие способа непрерывности на всех этапах экологического образования и просвещения. Далее, Статья 23. Межведомственная координация деятельности и консультационные советы в области экологического образования и просвещения» описывает координацию республиканской межведомственной комиссии по данной сфере. При этом нет конкретной структуры или хотя бы макета построения и организации названной системы непрерывного экологического образования и просвещения, не отмечены пункты создания условий развития этой системы. Организация и структура дошкольного, школьного экологического образования и просвещения не уточнена. В результате, на данном этапе в основном деятельность ограничивается участием в акциях и проектах министерства охраны природы. Не описаны механизмы регулирования использованием целевых финансовых средств, выделяемых на экологическое образование и просвещение. При этом из всех курируемых этапов почти полностью выпадает взрослое население. А по статистике 70% взрослого населения РФ желают участвовать в решении экологических проблем, соответственно их определенная часть нуждается и в непрерывном продолжении своего экологического образования и просвещения. Никак не регламентированы способы, приемы, формы и финансовое обеспечение непременно участвующих в данном процессе некоммерческих общественных организаций, которые как раз могли бы быть целенаправленны на организацию взрослого этапа непрерывного экологического образования и просвещения, включая и подростковые, молодежные среды. Также, по статистике, правонарушения природоохранного законодательства совершают в основном люди, достигшие совершеннолетия и старшего возраста. О непрерывном экологическом образовании и просвещении взрослого населения к некотором смысле умалчивает и «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения в РС (Я) на период до 2020 года» (утвержденная постановлением Правительства РС (Я) от 26 декабря 2008 года №603).
Еще в 2015 году Якутская республиканская общественная организация «Всероссийское общество охраны природы» вносила в комитет по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Госсобрания «Ил Түмэн» РС (Я) предложение о законодательной инициативе РС (Я) о принятии ФЗ «О введении ограничений на производство и использование одноразовых полиэтиленовых (пластиковых) пакетов и упаковок». Учитывая особую опасность загрязнения окружающей среды полиэтиленовыми и пластиковыми отходами на глобальном уровне, в более чем 40 странах мира введен запрет либо ограничение на производство, реализацию упаковочной продукции из данных материалов. Будучи обеспокоенной этой ситуацией, студенческая среда ЯРОО ВООП ряд лет проводила акции по этой теме и стала инициатором данной законодательной инициативы. Сегодня мы повторим наши предложения – с учетом конституционного права российских граждан на благоприятную окружающую природную среду, предусмотренного статьей 42 Конституции Российской Федерации, Якутская Республиканская общественная организация Всероссийского общества охраны природы (ВООП) предлагает:
- Инициировать разработку и принятие Федерального Закона «О введении ограничений на производство и использование полиэтиленовых и пластиковых пакетов и упаковок одноразового применения», в связи с чем:
а) ввести дополнительный налог на производство одноразовых полиэтиленовых и пластиковых пакетов и упаковок, как экологически опасной продукции;
б) ввести налог на приобретаемые гражданами одноразовые полиэтиленовые и пластиковые пакеты (упаковки) в сетях розничной торговли;
в) получаемые налоговые отчисления, перечисленные в п. п. а) и б) подлежат целевому использованию на проведение природоохранных мероприятий через специально созданные для этой цели в субъектах Российской Федерации Общественные экологические Фонды.
- Предложить Правительству Республики Саха (Якутия):
а) по линии Госзаказа РС (Я) инициировать проведение научных и научно-технических работ и объявить конкурсы:
– на разработку экологически чистых пакетов, упаковок и реализацию этой продукции на территории Республики Саха (Якутия);
– на разработку эффективных способов сбора и утилизации накопленных отходов полиэтиленовой и пластиковой продукции на территории Республики Саха (Якутия).
На сегодня можно было бы пересмотреть данные предложения ЯРОО «ВООП» для условий и реалий нашего региона, и соответствующие части принять для применения в РС (Я).