ЧЕЛОВЕК И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ХХI ВЕКА

 

2012-07-28 20.50.34

В современных реалиях мира XXI века культивируется личность человека с гармоничным развитием интеллекта и чувства, внутренней и внешней культуры, способная найти свое место в жизни, нести ответственность за себя и за свой окружающий мир, ориентированная на общечеловеческие духовные ценности. Такой результат требует системного подхода и составления четкой структуры воспитания и обучения в целом.

Практика нашей образовательной системы показывает, что одна школа не в состоянии решить такие сложные задачи обучения и воспитания современного подрастающего поколения. Необходимо участие всего общества с разноплановыми и разноаспектными ресурсами и перспективами дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, социального партнерства. Жизнь ярко отражает, какую могущественную влиятельную силу несет в себе гражданское общество в деле воспитания детей и подростков, задавания акцентов в формировании ценностей и служения идеям. Очевидно, что должна работать новая парадигма образования, единая современная система обучения и воспитания, заключающая в себе и общие, и специализированные образовательные учреждения, различные институты государства и структурные составляющие общества в целом, в том числе и средства массовой информации, и Интернет.  Мыслящая и передовая часть общества должна вложить все усилия, умения, творческие взлеты и решения на то, чтобы человеческий коллективный разум приобрел гуманные черты и императивы вечных ценностей Любви и Жизни, отходя от безумия наживы, властолюбия, человеконенавистничества.

При этом было бы важно отметить направленность системы образования на формирование трех основ культуры личности и общества – развитие менталитета (большое влияние имеет национальная культура народа), отношения к экологии окружающей среды (влияет экологическая культура) и внимания к эстетике (влияет эстетическая культура). В частности, характерное для Республики Саха (Якутия) возрождение этнических и региональных особенностей народа саха в течение ряда лет значительно продвинуло менталитет современного якутянина. Заложены перспективные ресурсы в решении проблем экологического и эстетического воспитания, которые требуют некоторой систематизации и более содержательного наполнения. Отталкиваясь от достигнутых результатов, в данном аспекте мы предлагаем приложить еще усилия на закрепление и углубление экологических знаний, направленных на изучение родного края, его природных особенностей, на воспитание философского восприятия природы как единства материалистического и идеалистического, человека как части природы и мира, на усвоение современных течений искусств (прикладного искусства, дизайна, флористики и т. д.). Содержанием обучения должен становится богатый краеведческий материал и социальная экология региона, сочетание которых должно привести к формированию новой экологической культуры личности. На практических занятиях должна вестись работа по рациональному использованию природных и инновационных технологичных материалов, их качественному перерождению, благодаря творческой деятельности человека, мастер-классы по флористике, различным стилям аранжировки, прикладному творчеству, художественной фотографии, этноботанике, биоэнергетике, лекарственным растениям. В интеграции всех их будет вырабатываться умение демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности человека. Усиливается понимание связей здоровья и качества Человека с Природой и Миром.

Цели и задачи данного обучения и воспитания должны быть продиктованы актуальностью и злободневностью вопросов и проблем современной экологической культуры человека и общества ХХI века. Все действия в данном направлении локального характера могут быть вложением в общее и позитивное дело спасения мира от глобальной экологической катастрофы, о которой не раз предупреждает и пишет президент Ноосферной общественной академии наук, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, доктор философских наук, профессор Субетто Александр Иванович в своем «Манифесте ноосферного социализма»: «Природа подписала приговор капитализму и рынку на своем языке Глобального Экологического Кризиса, который приблизительно на рубеже 80 – 90-х годов ХХ века перешел в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. В первом десятилетии XXI века контуры Глобальной Экологической Катастрофы проявились еще более грозно. Все больше экологических признаков указывает на то, что человечество может перейти в так называемую «точку невозврата», когда его экологическая гибель приобретет характер необратимого процесса между 2020 и 2030 годами» [1. С 11]. Кажется, уже не будет преувеличением сказать, что сегодня мир «висит на волоске». И задача каждого разумного человека – попытаться предотвратить эту предстоящую «точку невозврата».

Любовь к Земле, Природе, Жизни сегодня должна быть деятельной. Пассивное наблюдение и творческое созерцание их красот должно остаться в прошлом. Сегодня от каждого человека необходимо его активное участие в процессе защиты и охраны чуткого и тонкого мира живой природы. Это стало главным признаком присутствия в его внутреннем состоянии такого явления как экологическая культура. Общество (а это – мы все вместе), его правила и законы должны всячески поддерживать такое содержание современной личности.

Системное развитие современной экологической  культуры  можно  поддерживать по двум направлениям: а) организация  экологического образования и просвещения в системе  общего  среднего образования и высшего профессионального образования; б) постоянное и беспрерывное углубление и расширение экологического воспитания населения (детей и взрослых) через широкие общественные движения. Набрав базу для дальнейшего накопления знаний и роста личности, человек в течение всей своей жизни вращается в круговороте его реальности и становится участником или героем нескольких картин мира и культур. Нас обязательно сопровождают по жизни такие виды культуры как национальная, духовная, эстетическая, интеллектуальная, экологическая, информационная, каждая из которых является важной и неотъемлемой частью общего содержания общечеловеческой культуры цивилизации и планеты в целом. От них никому невозможно отойти или уйти, отмахнуться или отречься.

На интеграции их строится весь процесс биографии каждого человека, истории каждого народа и государства, в целом всего развития ноосферы по всей планете. Каждый вид культуры представляет собой накопленную веками и столетиями знания и традиции, правила и законы, образы и действия, мораль и право. Каждая эпоха выдвигает на первые планы вопросы и проблемы одних или иных видов общечеловеческой культуры. Так, античность отразила расцвет разных видов искусств,  эпоха Ренессанса выдвинула духовные ценности гуманизма. Эпоха Просвещения – ценности интеллектуальной культуры.   Самым сложным в этом понимании явился ХХ век. Набрав высокие темпы и скорости развития почти всех сфер жизни и деятельности человека, доведя некоторые из них до уровня расцвета, ХХ век привел, тем не менее, к кризису культуры в целом. Привнося много нового и полезного, все же усугубил многие проблемы всей цивилизации человечества. А ХХI веку необходимо их решить в планетарном масштабе. Для последовательного их решения нужно вначале разобраться в их некоторых причинах, значениях, состояниях и путях возникновения. Чтобы что-то решить, надо это хорошо понимать. От каждого человека, понимающего картину мира, потребуется личное участие в процессе распространения и развития экологической культуры общества во благо нашего общего будущего. Начало любой активной деятельности человека, направленного на Добро и Свет, похоже на весну, на освобождение реки от оков льда, на разлив, за которым последует обновление, рост и буйство красок жизни.

Бурцева С. С., канд. педаг. наук, доцент ФЛФ СВФУ имени М. К. Аммосова

 Использованная литература: 1. Субетто А. И. Манифест ноосферного социализма. / Под научн.ред. Н. В. Егоркина. – СПб.: Астерион, 2011.