Парахонский А. П. о развитии экологической культуры человека

Проект ЯРОО ВООП а

По реализации проекта ЯРОО «ВООП» «Наука и жизнь» продолжаем знакомить уважаемых посетителей нашего сайта с научными публикациями интересными с точки зрения целей и задач, интересов нашей организации. Сегодня представляем Вашему вниманию статью российского ученого Парахонского Александра Павловича.

Парахонский

В своей статье «Развитие экологической культуры человека» он пишет: «История экологической культуры начинается с появления в биосфере Homo sapiensa (человека разумного). Тысячелетиями человечество накапливало опыт экологической культуры по взаимодействию с окружающей средой и личностными взаимоотношениями в обществе. Нарушенная сельскохозяйственной революцией гармония с окружающей средой привела к новому осознанию. Социальные революции изменили духовное сознание человека на эгоизм. Эволюция человечества достигла современного демократического общественного уклада с определённой степенью защищённости человеческой личности. Поэтому духовное прозрение и объединение человечества на базе экологической культуры является его самоспасением. Человечеству, чтобы преодолеть проблему высокой заболеваемости и смертности, стоит вспомнить забытую экологическую культуру и поменять взгляды современной медицины на новые энергетические, духовные пути лечения человека. Важным свойством нового сознания явится духовное богатство как культурное наследие наших предков. Культ разума исказил структуры познания и породил тип современного человека-рационалиста. Однако в своих работах В. И. Вернадский отмечал, что природа есть организованное целое и необходимо целостное духовно-художественное восприятие мира. Вопросы экологической культуры включают в себя: анимизм, который рассматривает природу как живую (одушевлённую); натурфилософию как древнейший опыт миросозерцания; экологическую этику с проблемами воспитания и образования. Экологическая культура является условием выживания цивилизации. Следовательно, стоит вопрос о её усвоении, понимании, признании. При этом используются методы и приёмы не просто информирования, а глубокого усвоения экологической культуры.

Важно экологическое воспитание на духовном уровне, которое становится возможным лишь как результат расширения сознания человека и вывода его за пределы чисто индивидуальных корыстных интересов, к реализации его особого предназначения на Земле. Современные реалии заставляют искать единые ценности, на которые должна опираться культура всего человечества. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования мировой экологической культурыРазвитие общества, его выживание и стабильность требует мобилизации всего множества типов культурного опыта. Единственный шанс выжить, человечество получит, только кардинально изменив стратегию своих взаимоотношений с биосферой, а именно, сменив природопокорительское мировоззрение на альтернативное ему. Проявлениями экологического кризиса являются изменения, угрожающие естественной основе жизни человека и негативно воздействующие на развитие общества: опасность изменения генетического фонда; недостаточная энергетическая, ресурсная и продовольственная обеспеченность; демографический дисбаланс; растущая загрязнённость окружающей среды. В связи с бурным научно-техническим прогрессом, вторжением человека в биосферу и рядом других проявлений человеческой деятельности, носящих глобальный характер, возникают болезни цивилизации. Они связаны с духовным неблагополучием, нарушением морально-нравственных норм и механизмов адаптации к неблагоприятным факторам антропогенно изменённой среды в условиях стремительного роста прогресса.

Итак, прогресс цивилизации и природные катаклизмы в связи с серьёзным изменением климата Земли выдвинули проблемы экологии на первый план. В наше время экологическая культура является условием выживания цивилизации на планете Земля. Очень важным в этом свете является формирование у населения экологического мировоззрения.

Библиографическая ссылка:

А. П. Парахонский РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 7 – С. 219-220
URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=6272 (дата обращения: 04.08.2015).

Парахонский Александр Павлович родом из Краснодарского края. Окончил Кубанский медицинский институт в 1974 году. Научно-практическую деятельность начал лаборантом в 1970 году в Проблемной лаборатории, продолжил на кафедре патофизиологии. Более 40 лет работает в Кубанском государственном медицинском университете. Сочетая педагогическую работу с научными исследованиями, изучал особенности неспецифической и иммунологической реактивности при различных физиологических и патологических состояниях. На базе Госпиталя для ветеранов войн проводил исследования по различным аспектам клинической патофизиологии – гематологии, гемостазиологии, патохимии, иммунологии у пациентов терапевтического и хирургического профилей. Область научных интересов — клиническая патофизиология, иммунология, аллергология, микробиология, экология человека, нутрициология. Занимается проблемами экологической патофизиологии, функциональной активности иммунокомпетентных клеток, нейтрофилов, цитокинового ответа, перекисного окисления липидов, исследованием CD-рецепторов лимфоцитов при аутоиммунных и гастроэнтерологических заболеваниях и актуальными аспектами клинической патофизиологии. Педагогическую и научно-исследовательскую работу сочетает с административной и общественной работой. За многолетнюю плодотворную научную деятельность награжден Президиумом РАЕ медалями им В. И. Вернадского за успехи в развитии отечественной науки и А. Нобеля за развитие изобретательства, Серебряным знаком «Доктор медицины», бронзовой медалью ВДНХ и знаком «Изобретатель СССР». Является Активным членом Европейской академии Естественных наук, участником энциклопедий «Ученые России» и «Врачи России», членом научных обществ гигиенистов, физиологов, патофизиологов, иммунологов и аллергологов. А. П. Парахонский – автор и соавтор более 1400 научных и учебно-методических печатных работ в области гигиены питания, токсикологии, экологии, иммунологии и аллергологии, микробиологии, клинической патофизиологии, общей патологии. Из них 2 монографии, 13 коллективных монографий, 2 международных сборника научных трудов, более 20 публикаций в зарубежных изданиях, несколько сотен в международных и российских научных журналах, множество в сборниках научных работ и материалов конференций, 8 учебных пособий, ряд авторских свидетельств на изобретения и рационализаторских предложений. Двум учебно-методическим пособиям присвоен гриф «УМО», решением комиссии РАЕ они внесены в «Золотой фонд отечественной науки».

Научные публикации:

Основные новые публикации:

  1. Философские и этические аспекты современных проблем медицины. Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. Saarbrücken, Germany, 2011, 460 с.
  2. Реформирование российского высшего образования. Роль информационной культуры. Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. Saarbrücken, Germany, 2011, 260 с.

3.Болезни цивилизации и принципы терапии. «Научные исследования: информация, анализ, прогноз». Коллективная монография, под ред. проф. О.И. Кирикова Книга 19. Воронеж, ВГПУ, 2008. Гл. VIII с. 96-108.

  1. Совершенствование медицинского образования и этические проблемы практической медицины. «Научные исследования: информация, анализ, прогноз». Коллективная монография, под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 21. Воронеж, ВГПУ, 2008. Гл. VII, с. 92-110.
  2. Роль иммунной системы в защите от инфекций и деградации органических соединений. «Научные исследования: информация, анализ, прогноз». Коллективная монография, под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 23. Воронеж, ВГПУ, 2009, Гл. XXVII, с. 353-369.
  3. Иммунологические проблемы старения. «Научные исследования: информация, анализ, прогноз». Коллективная монография, под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 25. Воронеж, ВГПУ, 2009, Гл. II, с. 40-53.
  4. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в медицинском вузе. «Научные исследования: информация, анализ, прогноз». Коллективная монография, под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 26. Воронеж, ВГПУ, 2009, Гл. XI, с. 162-175.
  5. Сущность и социальные механизмы инноваций в медицинском образовании. «Наука и эпоха». Коллективная монография, под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 1. Воронеж, ВГПУ, 2010, Гл. XIV, с. 207-222.
  6. Методические и социокультурные основания преемственности в образовательной системе. «Наука и эпоха». Коллективная монография, под ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 3. Воронеж, ВГПУ, 2010, , Гл. XI, с. 191-204.
  7. Экологическое сознание и культура – основы сохранения качества жизни общества. «Наука и эпоха». Коллективная монография, под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 4. Воронеж, ВГПУ, 2010, Гл. VI, с. 128-146.
  8. Иммунопатологические аспекты атеросклеротического воспаления. «Наука и эпоха». Коллективная моно-графия, под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 7. Воронеж, ВГПУ, 2011, Гл. X, с. 163-184.
  9. Ситуационные задачи для самоподготовки студентов по общей патологии и патологии органов и систем. Учебно-методич. пособие по специальности «Сестринское дело». Краснодар, Просвещение-Юг, 2007, 148 с.
  10. Общая патология. Учебно-методич. пособие по организации самостоятельной работы студентов очно-заочной и заочной форм обучения специальности «Сестринское дело». Кр-р, Просвещение-Юг, 2007, 104 с.
  11. Воспитательная система как условие становления личности. В сб.: Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития. Мат-лы III Межвузовской научно-практич. Интернет-конференции (1.03.2010, ТГПИ), Москва, «Спутник+», 2010, с. 67-73.
  12. Роль преподавателя в развитии муниципальной системы высшего сестринского образования. В сб.: Муниципальная система образования. Научные труды I Международной научно-практической конференции (30.06.2010 г., ТГПИ, Таганрог), Москва, «Спутник+», 2010, с. 190-196.
  13. Формирование интеллектуальной компетентности в образовательном пространстве. В сб.: Молодёжь в науке и культуре XXI века. Мат-лы IX Международ. научно-творч. форума, Часть II. ЧГАКиИ, Челябинск, 2010, с. 140-146.
  14. Механизмы инноваций в высшем сестринском образовании. В сб.: Сестринское дело в России: образование, практика, наука. Труды Международного Конгресса, Санкт-Петербург, 2011, с. 306-317.
  15. Терминология как элемент метаязыка медицины. В сб.: Метаязык науки. Мат-лы Междунар. научной конфер. (15.06.2012), СГУ, Сыктывкар, 2012, с. 210-219.
  16. Роль культурного пространства в формировании социальной коммуникации личности. В сб.: Актуальные вопросы современной науки. Мат-лы III Международной научно-практической конференции (25 июня), Академия Знаний, Краснодар, 2012, с. 153-158.
  17. Проблемы неврологической и иммунологической памяти и перспективы реабилитации. В сб.: Наука и со-временность. Научные труды I Международ. Научно-практической Интернет-конференции (1.04.2010 г., ТГПИ, Таганрог), Москва, «Спутник+», 2010, с. 76-82
  18. Пути и трудности развития клинической иммунологии. «Современные наукоёмкие технологии». Мат-лы Всероссийской научной конференции «Перспективы развития вузовской науки», Сочи, 2010, № 10, с. 71-75.
  19. Эколого-иммунологические аспекты адаптации человека к изменяющимся условиям среды. В сб.: Экология и география материковой линии ЕВРОПА-АЗИЯ на Юге России. Научные доклады 3-й Международной конференции, Краснодар, «Гранат», 2010, с. 100-108.
  20. Роль резидентных макрофагов печени в патогенезе хронического гепатита С. В сб.: Наука в современном мире. Научные труды IV Международной научно-практической Интернет-конференции (5.01.2011 г., ТГПИ, Таганрог), Москва, «Спутник+», 2011, с. 50-54.
  21. Патофизиологические и медико-психологические аспекты боли. В сб.: Наука и современность – 2011, Часть 1. Мат-лы X Международной научно-практической конференции (11.04.2011 г.), Центр Развития Научного Сотрудничества, Новосибирск, 2011, с. 162-168.
  22. Psychosomatic disorders of children with duodenal ulcer. “International Journal of Applied and Fundamental Re-search”. Abstract of the international scientific conference “Pressing questions of pediatrics and surgery of childrens age”, Mauritius, 2012, № 1, р. 45-46.
  23. Endothelial dysfunctions in patients with diabetic encephalopathy. “European J. of Natural History”. Abstracts of the international scientific conference “Present-day problems of experimental and clinical medicine»” Pattaya, Thailand, 2012, № 1, p. 10.
  24. Interrelation of dysfunction endothelium and a hemostasis at an allergic pathology. In: Aktualne problemy nowoczesnych nauk – 2012. Materiały VIII Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji, Volume 37 (07-15 czerwca 2012 roku). Medycyna.: Przemyśl. Nauka i studia, 2012, str. 4-6.
  25. Metabolic disturbances in obesity and their correction. In: Předni vědecke novinky – 2012. Materialy VIII mezi-narodni vědecko-prakticka conference (27 srpna — 05 zaři 2012 roku). Dil 8, Lekařstvi, Biologicke vědy, Zvěrolekařstvi. Praha, Publishing House «Education and Science» s.r.o, str. 23-25.